bpou

Главное меню

  • Новости ОКТС
  • О колледже
    Официальные документы
    Студентам и родителям
    Дистанционное обучение
    Инклюзивное образование
    Заочное отделение
    Отделение доп.образования
    Воспитательная работа
    Отделения
    Методический отдел
    Библиотека
    Практика
    Трудоустройство
    Спортивная жизнь
  • Внимание! Конкурс!
  • Задать вопрос!
    Музей ОКТС
    Профсоюз
    Билет в будущее
  • Наставничество
  • Цифровая образовательная среда
  • Счетчик посещений

    mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
    mod_vvisit_counterСегодня415
    mod_vvisit_counterВчера432
    mod_vvisit_counterНа этой неделе2145
    mod_vvisit_counterНа прошлой неделе2106
    mod_vvisit_counterВ этом месяце13727
    mod_vvisit_counterВ прошлом месяце14663
    mod_vvisit_counterВсего4027864

    Online (20 minutes ago): 2
    Your IP: 3.144.151.106
    MOZILLA 5.0,
    Now is: 2024-04-26 19:34
     

    Наш e-mail

    post@okts.omskportal.ru

    Век перемен одного училища


     На улице Лобкова,17, что в Ленинском округе, находится старейшее в Омске учебное заведение - Колледж транспортного строительства. Но мало кто знает, что он когда-то был архитектурной доминантой Атаманского хутора и с 1980 года считается памятником истории и архитектуры. О его истории, здешних улицах, поселках и пойдет речь в данной статье.

    Транссиб - национальный проект

     В марте 1896 года с вводом в эксплуатацию железнодорожного моста через Иртыш начала действовать Транссибирская магистраль. Великий Сибирский путь стал крупнейшим национальным проектом Российской империи. Такое масштабное строительство и эксплуатация сооружений требовали подготовки грамотных кадров на местах. По решению Российского правительства, технические училища предписывалось открывать через каждую тысячу верст вдоль Транссиба: в Тюмени, Омске, Красноярске, Иркутске.

     Омское железнодорожное техническое училище было образовано в 1900  году. Место под него отвели на территории Атаманского хутора, в полукилометре южнее железнодорожной дороги.

    Атаманский хутор

     С целью экономии Транссибирскую магистраль проложили по землям Сибирского казачьего войска (СКВ), что не требовало выкупа при их отчуждении. Поэтому железная дорога прошла в 4 км. южнее Омска, по территории юртового надела СКВ, получившего название Атаманского хутора (с 1911 года Атаманской станицы).

     Впервые об Атаманском хуторе упоминается в 1897 году, когда началась раздача усадебных мест казакам Омской станицы. Последняя в середине ХIX века вошла в городскую территорию и стала Казачьим форштадтом (район улиц Красных зорь, Масленникова, Маяковского, Потанина и от Иртыша до улицы Куйбышева, включая бывшее Казачье кладбище). Соответственно, с казаков стали взимать городские налоги. Из-за этого, ради экономии, небогатая часть казачества стала переселяться загород в Атаманский хутор. К 1903 году его население достигло 8 тыс. человек.

     Железнодорожное техническое училище стало первым двухэтажным кирпичным зданием в данном районе. Перед ним, на пересечении улиц, образовалась небольшая площадь.

    Главный корпус железнодорожного училища

     Фасад двухэтажного корпуса (третий достроили позднее) расположен перпендикулярно железнодорожному полотну и Атаманской улице и смотрит на юг. Такое градостроительное решение позволяло уменьшить влияние шума от проходящих составов и проезжей улицы, максимально использовать естественное освещение и обеспечивало устройство домовой церкви по православным канонам, с соблюдением пространственной оси "восток-запад".

     Здание строили капитально. Под ленточный кирпичный фундамент заложили бутовый камень, из Тобольска доставили строевой лес. Хорошо сохранившаяся добротная кирпичная кладка свидетельствует о высоком мастерстве каменщиков и качественных строительных материалах.

     Корпус училища представляет собой образец памятника гражданской архитектуры, выполненного в традициях поздней эклектики и популярного в Омске на рубеже XIX-XX веков экономного краснокирпичного стиля.

     Здание отапливалось от собственной встроенной котельной с тремя котлами в подвале. Дымовая кирпичная труба шла внутри здания и дополнительно обогревала помещения. Училище стало одним из самых первых гражданских зданий в Омске с собственным водяным отоплением, в то время как все остальные обогревались печами.

    Престижная работа

     К осени 1903 года строительство закончилось, и в новом корпусе начались занятия. Обучение велось в течение трех лет с обязательной двухгодичной практикой.

     На первый курс учебного заведения поступило 18 человек. Особо одаренные дети освобождались "от взносов за право учения" или же им назначались стипендии им. Императора Александра III, бывшего министра путей сообщения князя М. И. Хилкова и бывшего начальника Сибирской железной дороги В. М. Павловского. Нарушители дисциплины подвергались аресту при училище на 6 часов, а ученикам, получившим по поведению оценку "три", наказание усиливалось "стойкой во фронт".

     Железнодорожное училище в первые годы работы готовило дорожных мастеров, смотрителей зданий и паровозных машинистов.

    На переломе эпох

     В 1917году училище преобразовали в Омский строительный техникум путей сообщения с открытием новых специальностей. Но гражданская война и приход к власти адмирала Колчака парализует его работу. С октября 1919 по май 1920 года корпус техникума использовался под лазарет. Оборудование кабинетов предусмотрительно было вывезено и сохранено, что помогло после ремонта в 1922 году восстановить учебный процесс. В 1930-1931 учебном году число студентов достигло 693 человека. Стало тесно, и с целью расширения площадей учебный корпус надстроили. Третий этаж выложили из шлакоблоков. Дополнительно с северного крыла здания сделали пристройку.

     В годы Великой Отечественной войны в основном здании разместился госпиталь №2021 и обсервационный пункт №22. Все учащиеся призывного возраста и многие преподаватели ушли на фронт.

     Новый этап в развитии техникума начался после его передачи в ведение Министерства транспортного строительства СССР. В 50-60-е годы были построены новые общежития и двухэтажный учебно-производственный корпус.

     Однако летом 1972 года случилась беда: во время ремонта в главном корпусе начался пожар. Крыша рухнула. Огонь затушил только пожарный поезд, благо путь проходит рядом с училищем.

     Проект восстановления здания разработал Новосибирский проектный институт "Сибгипротранс". Все деревянные перекрытия заменили на железобетонные. Шлакоблочную надстройку третьего этажа сменили на кирпичную.

    Лучший в Сибири

     В 1991 году техникум преобразовали в Омский колледж транспортного строительства (ОКТС). За свою вековую историю здесь получили путёвку в жизнь более 14 тысяч специалистов.

     В настоящее время ОКТС - одно из лучших учебных заведений Сибири. А исторический главный учебный корпус вот уже более ста лет продолжает служить делу подготовки специалистов - редкий пример в истории зданий Омска.

     

    Владимир Панасенков.

    В. Панасенков / Век перемен одного училища// Стройка. Омский выпуск //№28(220) / 31.07.2009г.

     

     

    При подготовке статьи использовались материалы

    Л. Н. Копац, А. И. Огородниковой, Г. Ю. Гурьева, И. П. Шихатова.
     
    С наступаюшим! С 2020 годом! Х